Последняя осень барона Толля

Фото: Леонид Круглов

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» — по сей день эти слова не только девиз книги «Два капитана» Вениамина Каверина, но и всех исследователей Арктики. Через полтора месяца уже в третий раз стартует комплексная историко-культурная экспедиция Северного флота и Русского географического общества по исследованию арктических архипелагов. В этот раз маршрут пройдёт по пути исчезнувшего «Геркулеса» Владимира Русанова и по местам зимовки пропавшего без вести барона Толля. Офицеры и учёные попытаются найти уникальные артефакты под водой и на суше, отведать тушёнки XIX века (шутка) и дополнить наши знания о первопроходцах.

Сохранить историю освоения Арктики

История планомерного освоения Арктики насчитывает чуть более 100 лет, и за это время полярные территории практически не изменились. В августе 2020 года стартует третий сезон комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества по изучению островов арктического архипелага. В 2018 году исследовали Новую Землю, в 2019 — острова Земли Франца-Иосифа, в плане на нынешний год расширить географию экспедиции Северной Землёй, Таймыром, Новосибирскими островами и островом Врангеля. Всё это не просто участки суши, а страницы трагической и героической истории освоения Арктики. Участники экспедиции попытаются найти следы первопроходцев и вписать в их биографии новые факты. И, что важнее, сохранить историю освоения Арктики, напомнить всем имена первых полярников. Закономерно, что все совместные экспедиции Северного флота и Русского географического общества объединены в едином историко-культурном проекте «Главный фасад России. История, события, люди».


Этапы экспедиции с 2018 по 2020 год. Изображение предоставлено Северным флотом

— С 2018 года мы стали успешно практиковать одну из новых форм подготовки флота, — говорит командующий Северным флотом Александр Моисеев. — Речь идёт о комплексных экспедициях, проводимых совместно с Русским географическим обществом. В их ходе военнослужащие флота, действуя плечом к плечу с научными группами РГО на арктических островах, реконструируют маршруты первопроходцев, восстанавливают памятники истории и культуры, выполняют экологические, биологические и другие исследования. Все мероприятия моряки-североморцы проводят без привлечения дополнительных средств, совмещая их с плановыми мероприятиями по боевой подготовке.

Фото: Полина Тузова

Для Русского географического общества изучение Арктики тоже имеет особое значение.

— Арктика не терпит слабаков и показывает, кто чего стоит. Она обнажает человеческую природу и показывает дыры в подготовке экспедиций. За полярным кругом нельзя схалтурить, солгать, дать слабину, — говорит заместитель исполнительного директора Русского географического общества Сергей Корлыханов. — Этой экспедицией мы хотим напомнить героев прошлого и вдохновить молодёжь на собственные подвиги. Почти во все наши экспедиции мы набираем волонтёров. Чем не старт для будущего великого учёного или путешественника?

Набор добровольцев начнётся в ближайшее время. География действия отрядов охватит практически всю Арктику.

Маршрут экспедиции 2020 года. Изображение предоставлено Северным флотом

Новая Земля

В экспедиции 2020 года будут действовать два отряда. Один из них стартует после 15 августа на морском буксире МБ-12 и обследует прибрежную территорию Новой Земли. Участники экспедиции обойдут Северный остров по маршруту Русанова, который в 1910 году первым из русских учёных прошёл там на яхте «Дмитрий Солунский».

Фото предоставлено Северным флотом

Русанов надеялся, что Новая Земля однажды станет ключевым объектом в инфраструктуре Северного морского пути. Это были не просто фантазии, а проект патриота России, который изучал архипелаг и стремился отстоять интересы государства в Арктике. «Печальная картина на русской земле, — писал Русанов. — Там, где некогда в течение столетий промышляли наши русские отважные поморы, теперь спокойно живут и легко богатеют норвежцы».

Три полевых сезона 1907, 1908 и 1909 годов учёный исследовал Новую Землю. В последнем сезоне Русанов совершил смелый переход от губы Крестовой Баренцева моря до залива Незнаемого в Карском море по открытой им долине. После возвращения учёный выступил в Архангельске с лекциями, докладами и статьями, привлекая внимание к теме Арктики. Весной 1910 года архангельские власти пригласили Русанова возглавить Новоземельскую экспедицию. Задачи он сформулировал в статье «Возможно ли срочное судоходство между Архангельском и Сибирью через Ледовитый океан?»: «Нужно иметь в виду, что направление течений северной части Новой Земли до сих пор остаётся необследованным и что мои предположения на этот счёт являются гипотетическими. Вот почему выяснение этого капитального вопроса, по моему мнению, должно составить самую главную задачу Новоземельской экспедиции в 1910 году. Эта экспедиция должна будет окончательно выяснить вопрос о том, насколько удобен предлагаемый мною торговый путь в Сибирь».

Владимир Русанов. Источник: wikipedia.org

Судном «Дмитрий Солунский» командовал полярный капитан Григорий Поспелов. 12 июля парусно-моторная шхуна покинула Архангельск. На борту находились пять учёных и десять членов экипажа. 20 июля судно достигло западного устья Маточкина Шара, где на борт взяли местного жителя, ненца Илью Вылку, который и раньше ходил с Русановым в экспедиции, поскольку был отменным знатоком полярных льдов. 16 августа «Дмитрий Солунский» достиг мыса Желания — крайней северной точки Новой Земли. Шхуна обогнула его и встретила плавучий лед.

Чем южнее двигалось судно, тем больше было айсбергов. У Ледяной гавани лёд сомкнулся и преградил дальнейший путь. Обогнуть лёд не удалось и с северо-востока. 19 августа шхуна вернулась к мысу Желания. Ночью разыгрался шторм, который пригнал массы льда из Баренцева моря. «Дмитрий Солунский» оказался в ледяной блокаде. Торосы наступали, судно могло быть раздавлено. Русанов решил пробиваться на восток, используя небольшие полыньи, которые то открывались, то заполнялись новым льдом. Постепенно команда выбралась в широкий прибрежный канал, который открывал путь на юг. Дорога до Маточкина Шара заняла 12 дней, а 31 августа шхуна вошла в Баренцево море. Так Русанов совершил обход всего северного острова Новой Земли и стал известен на всю Россию. За один летний сезон учёный узнал об этом архипелаге больше, чем все предыдущие исследователи вместе взятые.

Фото: Леонид Круглов

— Мы хотим реконструировать маршрут экспедиции Русанова, а возможно и найти её следы. Владимир Александрович Русанов, крупный учёный, много сделавший для развития Арктики. Любая новая находка, связанная с его именем, поможет нам узнать больше, по иному взглянуть на события тех лет, — говорит научный руководитель экспедиции Сергей Чуркин. — Символично, что в составе отряда примут участие специалисты Центрального полигона Российской Федерации. Ведь именно им Родина доверила продолжать на архипелаге заложенные Русановым научные традиции. Научная группа экспедиции представлена учёными национального парка «Русская Арктика». Командовать сводным отрядом будет капитан 2 ранга Сергей Зинченко.

Помимо этого, участники комплексной экспедиции попытаются найти продуктовое депо Австро-Венгерской экспедиции 1872–1874 годов под руководством Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта, открывшей, как известно, Землю Франца-Иосифа. По данным исследователей, склад до сих пор должен находиться в первозданном состоянии.

Задачи экспедиции на Новой Земле. Изображение предоставлено Северным флотом

— Первооткрыватели в расщелине скалы на острове Баренца заложили продуктовый склад на случай, если будут отступать, — рассказывает Сергей Чуркин. — У нас есть всё, чтобы его найти. Есть карта. Есть даже фотографии XIX века этой скалы, в которой оно заложено. Там подобных скал не так много. Островочек километров восемь длиной, небольшой. Уверен, нам повезёт.

По словам научного руководителя экспедиции, продовольственное депо было весьма внушительных размеров: на продукты спонсор экспедиции граф Вильчек закладывал до трети бюджета всей экспедиции.

Фото предоставлено Северным Флотом

Спросите, зачем нужны продукты, срок годности которых истёк 150 лет назад? Прежде всего для науки, говорит Сергей Чуркин. Благодаря подобным «коронушкам» в вечной мерзлоте мы больше узнаём про сохранение продуктов.

— В сентябре 1900 года руководитель Русской полярной экспедиции Эдуард Толль оставил богатый продуктовый склад на Таймыре. В том районе он зимовал на пути к легендарной Земле Санникова. Таскать все запасы с собой нерационально, путешественники закладывали опорные пункты, куда они могли бы вернуться для пополнения запасов, — рассказывает научный руководитель комплексной экспедиции. — Однако Толль погиб, к мысу Депо никто не вернулся. А в июле 1973 года склад обнаружила полярная экспедиция «Комсомольской правды», возглавляемая Дмитрием Шпаро. Как оказалось, яства, включая 6 килограммов дореволюционной овсянки, отлично сохранились, — резюмирует Сергей Чуркин.

В случае обнаружения депо продукты передадут в научно-исследовательский институт, чтобы узнать новое об их сохранности.


По следам барона Толля

Второй отряд на ледоколе «Илья Муромец» отправится 5 августа. Он повторит маршрут первой Русской полярной экспедиции барона Толля 1900–1902 годов вдоль северных берегов Таймыра до острова Беннетта.

Задачи экспедиции в районе полуострова Таймыр. Изображение предоставлено Северным флотом

— Чем этот район интересен? Острова, расположенные недалеко от Таймыра, связаны с пропавшими экспедициями начала XX века, — говорит Сергей Чуркин. — Там, возможно, прошла зимовка 1912–1913 годов экспедиции Русанова на судне «Геркулес», а 12 годами ранее зимовал барон Толль. Кроме того, в годы Великой Отечественной войны здесь разворачивались героические события противостояния СССР и Германии в Арктике. А остров Беннетта, на мой взгляд, настоящая Мекка для романтиков всех поколений.

Шхуна «Заря» во льдах. Рисунок участника экспедиции. Источник фото: wikipedia.org

Остров Беннетта небольшой, вытянут с юго-запада на северо-восток. Внешне этот каменистый кусок суши напоминает ромб. Он покрыт льдами и обдуваем арктическими ветрами, но именно здесь самые красивые названия мысов: Эмма, София и Эммелина. Наверное, потому, что на краю этой недружелюбной земли хочется любви и домашнего тепла. Первым своё имя получил юго-западный выступ — мыс Эммы. Американский полярник Де-Лонг оказался здесь в 1881 году и назвал его в честь жены. Мыс Софии расположен на юго-востоке. В 1903 году Александр Колчак во время спасательной экспедиции по поиску Эдуарда Толля окрестил его в честь своей невесты, в будущем — жены. Северо-восточный мыс он посвятил жене своего учителя, барона Толля, и назвал мысом Эммелины.

Задачи экспедиции в районе острова Беннетта. Изображение предоставлено Северным флотом

Руководитель Русской полярной экспедиции и трое его спутников пропали без вести в октябре 1902 года. Спасательная экспедиция проходила в следующем, 1903 году. Изначально хотели послать на поиски ледокол «Ермак», но в итоге к острову отправились 17 человек на 12 нартах, запряжённых 160 собаками. Путь до острова Беннетта занял тяжёлых три месяца. 4 августа 1903 года, достигнув острова Беннетта, экспедиция обнаружила следы пребывания Толля и его спутников: в хижине, построенной из плавника, Колчак нашёл документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль прибыл на остров летом 1902 года и направился на юг, имея запас провизии лишь на 2-3 недели. Это означало, что Толль и его товарищи погибли. Обратный путь продолжался около четырёх месяцев. Материалы экспедиций Колчак скомпоновал и в 1909 году выпустил монографию «Льды Карского и Сибирского морей».

Барон Эдуард Толль. Источник фото: wikipedia.org

— Эта экспедиция имела колоссальное значение для науки того времени. До Толля никто в России не подходил комплексно к изучению полярного региона. Толль и товарищи изучали глубины и наносили на карту берега, исследовали льды и полезные ископаемые, собрали богатейшую геологическую коллекцию. Заметно, что в экспедицию входили настоящие учёные, а не авантюристы, мечтающие о лёгкой славе, — говорит Сергей Чуркин.

Остатки хижины барона Толля до сих пор можно наблюдать на острове Беннетта. И, хотя их исследовали неоднократно, участники экспедиции этого года надеются ещё раз всё осмотреть и, может быть, найти что-то новое.


По пути Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910–1915 года

— Обратно отряд пойдёт маршрутом экспедиции, которая открыла Северную Землю и впервые прошла Северным морским путём с востока на запад. Она называлась Гидрографической экспедицией по изучению Северного Ледовитого океана. В 2020 году ей исполнится 110 лет, — рассказывает научный руководитель экспедиции.

Северный морской путь хорошо знали поморы. Именно по нему своё знаменитое и забытое плавание в середине XVII века совершил Семён Дежнёв. Но с тех пор прошло много времени. Русские утратили историческое преимущество. Единственным исследователем, кому удалось относительно успешно пройти по Северному морскому пути, был швед Эрик Норденшёльд в 1879 году. И с тех пор — тишина. Россию больше занимала «Большая игра» на Востоке. Арктика оставалась ледяной, неизученной и невостребованной.

Запланированные работы в районе Северной Земли. Изображение предоставлено Северным флотом

— Международная повестка в мире стремительно менялась. Мы проиграли Русско-японскую войну. Это поражение сильно отрезвило русское правительство. Было понятно, что всё ещё впереди. Япония не отступится от своих территориальных претензий. И Россия кинулась нагонять техническое отставание от ведущих держав. Государственные головы наконец-то стали думать о смене политического вектора. Северный морской путь теперь оказался жизненно необходим, — рассуждает Сергей Чуркин. — Очень скоро на воду спустили уникальные ледовые пароходы. С ними Арктика и «смерть» перестали быть синонимами. Чтобы вы понимали, как серьёзно стали подходить к исследованиям: капитаны судов «Таймыр» и «Вайгач» могли общаться между собой с помощью беспроволочного телеграфа.

Изображение предоставлено Северным флотом
Историки сходятся во мнении: разрыв коммуникаций — главная причина полярных трагедий. К примеру, если бы у барона Толля была связь со шхуной «Заря», все бы остались живы. Да и более поздние экспедиции по согласованию действий оставались на уровне конца XIX века.

Задача учёных Гидрографической экспедиции была масштабна — исследование Северного Ледовитого океана. Ежегодно в начале арктического лета суда выходили из Владивостока, продвигались по Северному морскому пути в сторону Архангельска, а затем возвращались обратно. Норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен, узнав о её результатах, писал: «В мирное время экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира...». Но шла Первая мировая война. Мир менялся. Политики не обращали внимания на науку, если она не помогала в сражениях.

Запланированные работы в районе острова Врангеля. Изображение предоставлено Северным флотом

В 1913 году участники Гидрографической экспедиции открыли Северную Землю и подняли над ней флаг Российской империи. Этот факт даже задокументирован на фото. Правда, среди историков, которые давно изучают обстоятельства исчезновения полярных экспедиций, существует мнение, что до Бориса Вилькицкого на Северной Земле побывал со своими спутниками Владимир Русанов. Вениамин Каверин использовал эту версию в романе «Два капитана», приписав открытие капитану Татаринову.

— Если позволит ледовая обстановка, то в планах отряда высадиться на мысе Берга и водрузить там российский флаг, — делится планами научный руководитель комплексной экспедиции. — Тем более, что в этом году исполнится 90 лет второму открытию Северной Земли. Ведь Гидрографическая экспедиция в 1913 году особо не изучала архипелаг. Были нанесены на карту лишь восточный и южный его берега. До 1930 года никто не предполагал, как выглядит западный берег этого архипелага, насколько обширна эта земля. В 1930 году на остров Домашний высадились четверо смельчаков экспедиции Ушакова — Урванцева. Они построили полярную станцию, и за два года зимовок на собачьих упряжках полностью обошли и нанесли Северную Землю на карту.

На земле и под водой

Одна из задач участников экспедиции — выявление памятников истории и фиксация состояния уже признанных. Вдоль всего Северного морского пути их десятки, но из-за того, что они удалены, никакого надзора со стороны государства нет, уникальные маяки, строения и храмы ветшают и разрушаются. — Работа с памятниками представляет целую систему: осмотр, описание, фотографирование, нанесение точных координат, в отдельных случаях ремонт силами североморцев, — рассказывает научный руководитель экспедиции. — Институт Лихачёва по нашей просьбе разрабатывает методику, как правильно фиксировать подобные памятники. Мы дадим её отряду, и парни сделают всё грамотно. Это необходимо для обновления реестров. Мы исследуем как туристические маршруты, так и отдельные исторические памятники.

Фото: Леонид Круглов

По маршруту следования участники проекта установят памятные знаки в честь экспедиций знаменитых русских путешественников. На острове Наблюдений появится знак в память о Русской полярной экспедиции Эдуарда Толля, на острове Геркулес — об экспедиции Владимира Русанова, на острове Геральд — об экспедиции Георгия Ушакова.

Отдельное направление экспедиции — подводный поиск объектов. А их, как оказалось, в Северном Ледовитом океане десятки.

Изображение предоставлено Северным флотом

В 1740 году около бухты Марии Прончищевой, это восточное побережье Таймыра, затонула дубель-шлюпка «Якутск» Харитона Лаптева. Офицеры одного из многих отрядов экспедиции Витуса Беринга пробивались сквозь льды, чтобы нанести на карту полуостров Таймыр. Они должны были пройти из устья Лены в устье Енисея, обогнуть мыс, впоследствии названный мысом Челюскина, и изучить регион. Однако недалеко от бухты Прончищевой судно раздавило подвижными льдами.

— Большинство историков считает, что оно до сих пор находится там, в районе 10–13 миль от входа в бухту на глубине порядка 20 метров. Будем изучать различными приборами. Если получится — будет здорово, — говорит Сергей Чуркин.

Поскольку отряд пройдёт в районе Карского моря, экспедиция исследует объекты, связанные с историей Второй мировой войны. В частности, две полярные станции на острове Правды и на мысе Стерлегова, разрушенные в 1943 и 1944 годах немецкими подлодками.

Фото: Леонид Круглов

В этот сезон участники экспедиции продолжат подводный поиск судов у берегов Земли Франца-Иосифа. Их координаты есть, успех дела, по словам научного руководителя экспедиции, зависит только от ледовой обстановки.

Что же будут искать? Судно первооткрывателей Земли Франца-Иосифа Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера «Адмирал Тегетгофф». Его зажало льдами и, чтобы не погибнуть, экипаж оставил судно в ловушке и в мае 1874 года отправился пешком к Новой Земле. Яхта «Эйра» шотландского путешественника Бенджамина Ли Смита затонула в 1881 году у берегов острова Нортбрука Земли Франца-Иосифа. Её обнаружили в 2017 году, но пока так и не обследовали. Мы знаем, где вероятнее всего находится якорь с судна «Святой Фока» экспедиции Георгия Седова 1912–1914 годов. Гидрографическое судно «Норд», потопленное немцами в августе 1944 года у берегов острова Каминского.

Корабль экспедиции «Адмирал Тегетгофф» в ледовом плену. Источник: wikipedia.org

— С помощью гидроакустического оборудования мы исследуем дно в районах, в которых вероятнее всего нахождение этих объектов. Если обнаружим что-то интересное, то под воду будут направлены управляемые аппараты для видеофиксации. Если глубины будут небольшие, то к объектам спустятся штатные водолазы, — рассказывает Сергей Чуркин.

Найденные артефакты отдадут для изучения и последующей реставрации экспертам, после чего они пополнят коллекции российских музеев. Основные этапы экспедиции запечатлеет руководитель медиагруппы Русского географического общества Леонид Круглов, который в итоге создаст фильм об истории освоения Арктики.


Наталья Мозилова